ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБОУ ВАХОВСКАЯ ОСШ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ваховская общеобразовательная средняя школа"
628656, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Нижневартовский район, п.Ваховск, ул.Таежная, д.6
+7 (3466) 21 10 49
moshvah@mail.ru

МБОУ ВАХОВСКАЯ ОСШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ваховская общеобразовательная средняя школа"
МЕНЮ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Направления работы

Как уберечь детей от опасностей киберагрессии?

 

В настоящее время перед многими родителями несовершеннолетних стоит довольно  важная задача: как уберечь своего ребёнка от привязанности  к мобильному телефону или компьютеру, которые, конечно же, всё прочнее входят в жизнь детей и подростков.

Родителям следует знать, что наряду с возможным развитием зависимости от компьютера или мобильного телефона, в последнее время в Интернете достаточно распространены различные формы виртуального преследования, травли, запугивания, которые приводят к психологической травматизации детей и подростков.  Появились даже специальные понятия для обозначения этих проявлений, такие, как «кибербуллинг», а также близкие к нему «кибертроллинг» и «интернеттравля». Что же означают эти понятия,  и в чём суть таких явлений, которые представляют собой угрозу для несформировавшейся психики несовершеннолетних?

Понятие «кибербуллинг» (от англ. - cyber-bullying)  - это форма  виртуального террора, где английское слово «bull» означает «бык». Отсюда и все родственные значения этого слова: агрессивно нападать, придираться, провоцировать, терроризировать, донимать, бередить, травить и др. Известно, что большим недостатком виртуального общения является отсутствие живого межличностного контакта, иначе говоря,   невозможность непосредственно видеть и слышать человека, с которым происходит общение, и потому нет уверенности в том, с кем же действительно происходит контакт.

Такой возможностью пользуются некоторые дети и подростки, которые, «примеряя» на себя определённые  «роли», делают это с некоторой долей хулиганства, ещё и  испытывая при этом удовольствие. Зачастую они уверены в том, что очень мала для них вероятность быть когда-либо обнаруженными и наказанными за это. Есть, однако,  и некоторые взрослые люди, которые весьма хорошо осведомлены, что такое «кибербуллинг», однако, используют его  ради забавы или в целях мести. Следует помнить о том, что такие   проявления  киберагрессивности так же могут  быть следствием  серьёзных острых или хронических психологических состояний человека, таких,  как злость, месть, зависть, обида  и некоторых  других.

Последствия подобных виртуальных проявлений, к сожалению, могут быть весьма печальными. Кибербуллинг является новым способом психологического травмирования и насилия над несовершеннолетними, и  далеко не каждый родитель может вовремя заметить и, тем более,  каким-то  образом правильно отреагировать на данное  явление.

Несмотря на то, что  явление киберагрессии существуют в практике виртуального общения относительно недавно, уже известно достаточное число случаев агрессивных нападок на детей и подростков через чаты, социальные сети и электронную почту, которые привели детей и подростков к психологическим травмам, а также завершились доведением несовершеннолетних до суицидальных попыток и трагических случаев со смертельным исходом,  Помните о том, что кибербуллинг, как явление, является невидимым, но очень опасным.  Целью виртуального террора, в том числе и кибербуллинга, является нанесение психологического вреда человеку, относительно которого  данные действия совершаются. 

Террор в виртуальном пространстве имеет много форм проявления. Самая  «безобидная» – это шутки и  приколы. Перепалки, или флейминг,как форма виртуального террора, - это обмен маленькими, но очень эмоциональными репликами. Как правило, участвуют в такой перепалке  два человека, хотя, не исключено присутствие нескольких человек. Разворачивается подобная перепалка в «публичных» местах Интернета и может закончиться быстро и без последствий, а может перерасти в длительный конфликт. Такое противостояние «равных» участников перепалки при определенных условиях может превратиться далеко не в равноправный психологический прессинг одной из сторон, которая становится агрессором, влекущий за собой сильные эмоциональные переживания для другой стороны, которая становится жертвой.

Одной из форм киберагрессии являются нападки, постоянные атаки и  регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы, проявляющиеся в  многочисленных  смс-сообщениях, постоянных звонках, в высказываниях на интернет-форумах и в чатах, а также в онлайн-играх.

Кибербуллинг может проявляться агрессорами в виде клеветыв различных формах, то есть распространяемой в виртуальном пространстве несправедливой информации о человеке или его действиях: это могут быть песни и текстовые сообщения определённого содержания или фотографии, которые носят неправдивый, лживый  характер.

Опасное виртуальное «быкование», проявляется и в форме так называемого «самозванства», которое подразумевает «перевоплощение»  киберагрессора в определенную личность, когда преследователь использует личные данные жертвы (логины, пароли к аккаунтам в сетях и блогах) с целью осуществления от её имени негативной коммуникации. При этом жертва и не подозревает, что от её имени рассылаются оскорбительные сообщения или ведётся негативная переписка.

Достаточно остро и болезненно в детско-подростковом, а также в юношеском возрасте воспринимается исключение человека из какой-либо группы в социальных сетях и  других виртуальных сообществах. Такое исключение используется киберагрессорами для нанесения психологической травмы жертвам, у последних снижается уровень самооценки,  или самооценка становится неустойчивой, при этом, нарушается психоэмоциональное состояние исключённого из группы, а именно, может снижаться фон настроения вплоть до депрессии, появляется обида, злость, раздражительность и другие эмоциональные состояния.

Одной из самых опасных форм виртуальной агрессии является киберпреследование, когда так называемую жертву скрыто выслеживают в виртуальном пространстве для дальнейшего реального нападения на неё, например, избиения, а иногда и изнасилования. 

Нередко используется такая форма кибербуллинга, как надувательство, которая заключается в выманивании из жертвы личной конфиденциальной информации и затем использование её против самой жертвы (например, информация публикуется в Интернете или передаётся третьим лицам и др.).

Своеобразным  проявлением киберагрессии является «хеппислепинг», что в переводе с английского означает «счастливое хлопанье».Название данного явления появилось после ряда случаев в метро Англии, когда подростки избивали случайных прохожих, а другие люди записывали данную ситуацию на видео мобильных телефонов. Такое жестокое поведение используется для того, чтобы сделанную видеозапись происходящего  затем разместить в Интернете и набрать большое количество просмотров. В настоящее время такая опасная реальность, к сожалению, достаточно широко распространена в детско-подростковой, а также в молодёжно-юношеской среде.

Как же уберечь своих детей и подростков  от злой реальности виртуального пространства? В первую очередь родителям следует  внимательно относиться  к увлечениям детей и, особенно, виртуальным. Доступ детей к Интернету важно  регулировать по времени и  ограничивать  по доступности к  сомнительным сайтам.

Детям и подросткам,  в возрасте 7-13 лет,  желательно ограничить доступ в Интернет через мобильный телефон.

Необходимо постоянно разъяснять детям, какое их поведение в виртуальном пространстве может быть опасным, а какое является  хулиганским. Данные разъяснения  так же важны, как и в случае объяснений  правил дорожного движения: нельзя всё пускать на самотёк, необходимо объяснять подрастающему поколению «правила игры», что можно делать, а что категорически запрещено в виртуальном мире.   

Важно обратить внимание на месторасположение компьютера. Если у вас дома компьютер расположен в дальнем углу, где вы не можете контролировать своих детей, необходимо разместить его в том месте, где, занимаясь своими делами, вы практически постоянно можете не только «нечаянно» следить за посещаемыми детьми страницами Интернета, но и видеть настроение своих детей. 

Важно наблюдать  за интересами и предпочтениями детей не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни (какую музыку предпочитают слушать ваши дети, какие фильмы их  интересуют, какие сайты дети посещают и т.д.).  Это поможет вам, родителям,  узнавать то, как дети реагируют на то или иное явление, какие эмоции вызывают у них происходящие  события.

Следует обращать особое внимание на то,  как   ребёнок чувствует себя после занятий за компьютером, особенно, когда он чувствует себя неважно (например, не идёт на контакт с родными, избегает общения со сверстниками, становится грустен, агрессивен или раздражён, категорически отказывается идти в школу и др.). 

Если ваш ребёнок или подросток  всё-таки стал жертвой киберагрессоров,  сохраните все имеющиеся доказательства и свидетельства виртуального террора: сделайте копии сообщений (это касается видеоматериалов,  смс-сообщений, а также  всех других материалов).

Будьте спокойны, особенно, если ребёнок сам рассказал вам о проблеме киберагрессии по отношению к нему. Сохраните эту «зону доверия» с ним, иначе в следующий раз ребёнок не обратится к вам за помощью. Поддержите вашего ребёнка или подростка эмоционально, а также объясните, что возникшую проблему можно решить.  Важно, чтобы   в вас, родителях,  дети видели и чувствовали помощников, искренне желающих им добра.

Необходимо обсудить с ребёнком сложившуюся проблемную  ситуацию, пусть он расскажет, как всё было, с самого начала. Объясните ему правила поведения: как следует или не следует  реагировать на всякого рода преследования, что делать, как поступать, чтобы по возможности в дальнейшем избежать подобных проблем.

Помимо этого, обсуждайте в диалоге с детьми вопросы о том, как  важно создавать свою личную  репутацию порядочного человека, избегать  «примерять» на себя чужие «роли», учите детей быть самими собой.

 Учите детей и подростков  достойно реагировать на оскорбительные сообщения, а также картинки или фотографии сомнительного и неприличного содержания.

Пусть ваши дети учатся  без страха обращаться к вам за помощью, чтобы иметь возможность вовремя начать решение проблемной ситуации.

В крайних случаях следует обратиться  в правоохранительные органы.

Уважаемые родители, если вы не можете самостоятельно справиться с решением проблем нормализации психоэмоционального состояния вашего ребёнка, который пострадал  в результате виртуальной агрессии, обратитесь к специалистам: к детским психологам или врачам-психотерапевтам.

 

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ

ВНИМАТЕЛЬНО И С ЛЮБОВЬЮ ОТНОСИТЕСЬ К СВОИМ ДЕТЯМ

© 2022. МБОУ Ваховская ОСШ.