Аннотация к рабочей программе дисциплины "Биология" основного общего и среднего общего образования

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Биология» включена в базовую часть естественного цикла.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, индивидуальных особенностей учащихся.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа по биологии в 6 – 9 классах составлена на основе

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п.9 ст.2, п.6 ст.28) (ред.от 23.07.2013);

Федерального компонента Государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования ( приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) ;

Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования и науки от.9.03.2004г №1312)

Авторской программы по биологии среднего (полного) общего образования под редакцией … В.В  Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой  М.: Дрофа, 2011г.-  6-7кл.;

В.Б. Захарова. НИ Сонина, Е.Т.Захаровой Программы для общеобразовательных учреждений.. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2007 - 138с   -    8- 9 кл.

И.Б.Агафонова , В.И. Сивоглазов  М. , «Дрофа», 2007г. -  10-11 кл.;

 

2. Цель изучения дисциплины

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

3. Структура дисциплины

Программа построена с учетом принципов системности, на­учности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

6 класс

Введение-1ч.

Раздел 1. Клеточное строение организмов- 3ч.

Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы-4ч.

Раздел 3. Царство Растения-5ч.

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений-8ч.

Раздел №5. Жизнь растений. -7ч.

Раздел №6 Классификация растений -5ч.

Раздел №6 Природные сообщества -2ч.

7 класс

Введение -2ч.

Раздел №1 Многообразие животных -39ч.

Раздел №2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 14ч.

Раздел №3 Индивидуальное развитие животных– 3ч.

Раздел №4 Развитие животного мира на Земле-3ч.

Раздел №5 Биоцинозы-4ч.

Раздел №6 Животный мир и хозяйственная деятельность -5ч.

8 класс

Раздел №1 Место человека в системе органического мира -2ч.

Раздел №2 Происхождение человека – 2ч.

Раздел №3 Краткая история развития знаний о строении организма человека -1ч.

Раздел №4 Общий обзор строения и функции организма человека-5ч.

Раздел №5 Координация и регуляция.-11ч.

Раздел №6 Опора движение – 8ч.

Раздел №7 Внутренняя среда организма- 4ч.

Раздел №8 Транспорт веществ – 4ч.

Раздел №9Дыхание – 5ч.

Раздел №10 Пищеварение – 5ч.

Раздел №11. Обмен веществ – 2ч.

Раздел №12 Выделение – 2ч.

Раздел №13 Покровы тела – 3ч.

Раздел №14 Размножение и развитие – 4ч.

Раздел №15 Высшая нервная деятельность- 6ч.

Раздел №16 Человек и его здоровье -6ч

9 класс

Введение -1ч.

Раздел №1 Эволюция живого мира-21ч.

Раздел №2 Структура организации живых организмов – 12ч.

Раздел №3 Размножение и индивидуальное развитие -5ч.

Раздел №4 Наследственность и изменчивость организмов-20ч.

Раздел №5 Взаимодействие организма и среды -10ч.

Заключение – 1ч.

10 класс

Раздел №1 Биология как наука. Методы научного познания -3ч.

Раздел №2 Клетка – 11ч.

Раздел №3 Организм – 20ч.

Заключение – 1ч.

11 класс

Раздел №4 Вид – 21ч.

Раздел №5 Экосистемы – 13ч.

Заключение – 1ч.

 

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины  используются инновационные технологии: развивающего, личностно- ориентированного, здоровьесберегающего ,дифференцированного, проектного, игрового, информационно-коммуникативного, объяснительно-иллюстративного обучения  . В старших классах используются и вузовские виды занятий в школе. (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты)

В календарно-тематическом планировании для каждого занятия прописаны биологические понятия, практические умения детей, которые формируются на занятиях. Резерв часов использую  на повторение  ключевых тем.

 

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

 

6. Общая трудоемкость дисциплины

6 класс

Годовой объем учебного времена составит 35ч.

Теоретическая часть программы — 28 ч.

Практическая часть — 7  ч.

7 класс

Годовой объем учебного времена составит 70ч..

 Практическая часть 14ч.

8 класс

Годовой объем учебного времена составит 70ч.

Практическая часть — 15 ч.

9 класс

Годовой объем учебного времена составит 70ч.

Практическая часть —   7 ч.

10 класс

Годовой объем учебного времена составит 35 час.

Практическая часть-  4ч.

11 класс

Годовой объем учебного времени составит 35 час.

Практическая часть-6ч.

 

7. Формы контроля

Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах -  самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада ) , практическая работа, зачет.

 

8.Учебно-методический комплект и дополнительная литература

Утвержден: Приказом МО и науки от 31.03.2014г.№253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего ,основного общего, среднего общего образования». Учебно-методический комплект по предметам состоит из учебников, рабочих тетрадей, пособия для учителя. Биология: учебник для  общеобразовательных учреждений /В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г. Рабочие тетради по биологии к учебнику В.В.Пасечника. /И.Н.Сонин. – М.: Дрофа, 2008г. : Рабочие тетради по биологии к учебнику И.Н.Сонина./ И.Б.Афанасьева, В.И. Сивоглазов.М.:Дрофа,2007г.  Рабочие тетради по биологии к учебнику И.Б.Афанасьевой В.И. Сивоглазов.Учебник по химии для  общеобразовательных  учреждений /О.С.Габриельян  – М.: Дрофа, 2013г. Рабочие тетради по химии к учебнику О.С.Габриельяна.   Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.

 

Дополнительная информация